Сверим налоги: платежи запаздывают

Через сверку расчетов с бюджетом проходят все фирмы. Кто-то делает ее при необходимости, кто-то — при возникших расхождениях с налоговиками, кто-то — по собственному желанию. Причины у всех разные, проблемы — одни.

 

Чтоб деньги по пути в казну не зависали

То, что суммы по расчетам с банками и бюджетом должны быть согласованы с налоговиками, знает каждый бухгалтер. Это же указано в пункте 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Оно утверждено Приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н. Согласно документу, оставлять на балансе неурегулированные суммы недопустимо. Поэтому большинство бухгалтеров предпочитает отслеживать правильность уплат организации в бюджет регулярно. По крайней мере не реже раза в год. Если сверку не делать, то могут появиться пени и недоимки.

Даже когда фирма отчисляет платежи исправно, это еще не значит, что проблем с инспекцией не возникнет. Ошибки допускают как сами бухгалтеры, так и налоговики. Например, в прошлом году сотрудники ФНС часто без заявления от организации, самостоятельно производили зачеты налогов. Лишь после этого инспекторы письменно уведомляли фирмы о проведенной операции, говорит главный бухгалтер компании «Энергосвязьсервис» Наталья Дмитриевская:

— В прошлом году нашей компании сделали переброску из ЕСН на НДС сами налоговики. Почтой должны были уведомить о зачете. Письмо я не получила, хотя его вроде как отправили. Отказаться было нельзя, так как, по Налоговому кодексу, они могли делать такие зачеты, если в ЕСН переплата, а в НДС — недоимка.

Организация сама может и не знать о возникшей задолженности. Если, к примеру, в платежке бухгалтер указал по ошибке КБК другого налога, то средства все равно будут зачислены в бюджет. Деньги разнесут в лицевом счете предприятия в соответствии с кодом, отраженным в платежном поручении, и начислят недоимку.

Бухгалтерам надо помнить, что переплата по налогам зачастую зависает. Поэтому сверку за год лучше делать после того, как сданы годовые декларации. Ведь необходимо дать возможность самой инспекции распределить налоги, уверен участник одного из бухгалтерских форумов по имени СМЭ:

— Разноска происходит всегда по-разному. Я считаю, что никогда не надо платить пени по данным инспекции. Мы всегда сверяем начисленные пени. В нашей организации были случаи, когда инспекторы сняли средства с текущих платежей в пени и не известили об этом.

Если сумма налога зачислена по неправильному КБК, но в тот же бюджет (местный или федеральный), можно сделать переброску между налогами. Для этого организация должна подать в налоговую инспекцию заявление с просьбой произвести зачет. Однако он невозможен, если сумма перечислена в другой бюджет. В таком случае организация обязана убрать задолженность, еще раз перечислив пошлину по правильным реквизитам. С момента, когда необходимо было уплатить налог, до его погашения на недоимку начисляют пени (ст. 75 НК).

Иногда бухгалтеры по ошибке указывают в платежном документе не детализированный, а общий КБК или несуществующий код. Такие платежи не будут зачтены: их признают невыясненными. Пока средства не зачислят на определенный КБК, налог в уплату не засчитают. В таком случае с суммы образовавшейся недоимки налогоплательщик будет уплачивать пени. Чтобы избежать проблем, достаточно правильно заполнять квитанции. В платежке КБК нужно указать перед 000 не «1», а «2». При уплате недоимки в правом углу надо написать «НС», а при уплате пени — «ПЕ». В таком случае платежи попадут по назначению, а иначе возникнет переплата по налогу и пени не погасятся.

Не избежать фирме сверки расчетов и при возврате или зачете образовавшейся переплаты (п. 3 ст. 78 НК). Налоговики, прежде чем произвести возврат или зачет, должны убедиться в фактическом наличии денег. С ситуацией, когда переплаты висят огромные, а пени начислены небольшие, фирмы сталкиваются нередко.

Помимо описанных случаев нередко у фирмы возникают и другие причины для проведения сверки. Часто лицензирующие, таможенные и другие ведомства требуют от организации справку об отсутствии задолженности. Нужна она и при обращении предприятия в банк за кредитом. Но, чтобы получить заветный документ, организация должна прибегнуть к сверке.

 

Инициатива наказуема не всегда

Сверка расчетов с бюджетом может быть добровольная — по собственному заявлению либо обязательная — по требованию налоговиков. Вторая возможна в нескольких случаях: при переходе фирмы из одной инспекции в другую, при ликвидации или реорганизации и если компания относится к категории крупнейших налогоплательщиков. Сделать сверку можно только за 3 календарных года деятельности фирмы, непосредственно предшествующих дате ее проведения (приказ ФНС № САЭ-3-25/2@).

Сверка расчетов с бюджетом по инициативе фирмы начинается с подачи в налоговую инспекцию заявления, составленного в произвольной форме, в котором указывают наименование организации, ИНН, КПП и виды налогов, расчеты по которым следует проверить. Подписанное руководителем фирмы заявление необходимо принести в ИФНС лично, передать через представителя или направить по почте. При приеме заявления в инспекции на его 2-м экземпляре сотрудник отдела работы с налогоплательщиками обязан по просьбе бухгалтера поставить отметку о принятии и дате. Не позднее одного рабочего дня после регистрации документа краткий акт сверки вручают сотруднику организации лично либо направляют по почте на рассмотрение, рассказывает аудитор компании «Вече-Инвест» Валерия Кузнецова:

— Через 12 или 19 дней в зависимости от способа направления его фирме этот акт снова должен быть представлен в инспекцию с отметкой «Согласовано без разногласий» или «Согласовано с разногласиями». В первом случае сверка считается завершенной. Во втором — не позднее 5 рабочих дней формируют полный акт сверки.

При направлении такого акта фирме предложат в течение 5 рабочих дней рассмотреть данные по расчету с бюджетом. Один экземпляр документа с подписью представителя фирмы возвращают в инспекцию лично или по почте. Сверка заканчивается:

  • когда представитель фирмы и сотрудник отдела работы с налогоплательщиками подписывают краткий акт без разногласий или полный — при устранении разногласий;

  • при выявлении расхождений, требующих судебного рассмотрения;

  • в случае невозвращения предприятием в инспекцию подписанного краткого (с отметкой «Согласовано без разногласий») или полного акта сверки в течение 14 рабочих дней с даты направления фирме уведомления.

Если информация, полученная из ИФНС, организацию не устраивает, то необходимо обжаловать сами решения, из-за которых возникли разногласия, отмечает Валерия Кузнецова:

— Заключение вышестоящей организации или суда может послужить основанием для внесения исправлений в данные учета. Для этого представитель фирмы должен написать заявление в вышестоящий налоговый орган о несогласии с результатами сверки. В случае невозможности устранения разногласий необходимо решать вопрос в судебном порядке.

В целом порядок проведения сверки полностью зависит от конкретной инспекции. В одних налоговых достаточно дать дискету и предъявить доверенность — и за минуту все необходимые данные скинут. В других ИФНС нередко происходит иначе, утверждает Наталья Дмитриевская:

— Налоговики могут потребовать официальное письмо и заставить прийти «через 5 рабочих дней». Поэтому, если налажен контакт с инспектором, проблем с получением информации не будет. Гораздо удобнее получать все необходимые сведения об уплате налогов от специализированных операторов связи. Работа с ними отнимает гораздо меньше времени, чем заполнение массы бумажных документов, считает ряд бухгалтеров. Это позволяет без головной боли смотреть лицевые карточки по всем налогам в удобное для них время. По мнению Валерии Кузнецовой, подключение к электронной сдаче отчетов хоть как-то помогает решить проблему сверки. Это понимают и налоговики, регулярно проводящие во всех столичных инспекциях обучающие семинары по использованию услуг спецоператоров связи. Доверить расчеты бумаге или просмотреть свои лицевые карточки через интернет — дело каждого. Главное, чтобы эта операция не отнимала много времени и устраивала бухгалтера.

Источник материала:

«Московский бухгалтер»