Налоговая отчетность за 9 месяцев

 

Новый отчетный период — новые формы деклараций. Российские бухгалтеры наверняка уже привыкли к данной закономерности. Не станет исключением и отчетность за 9 месяцев 2007 года. В ней также появились «новинки», в том числе долгожданные. Так, наконец была принята единая упрощенная декларация. По ней смогут отчитываться фирмы, не ведущие хозяйственную деятельность. Кроме того, Ростехнадзор обновил форму Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Рассмотрим правила заполнения новых бланков. Не забудем и о декларациях, формы которых не изменились. Разберемся с порядком их составления в свете последних разъяснений Минфина.



Единая декларация

Форма единой упрощенной декларации утверждена приказом Минфина России от 10.07.2007 г. № 62н. Впервые отчитаться по ней фирмы смогут уже по итогам III квартала (9 месяцев) 2007 года. Сделать это нужно будет до 22 октября.

Единая декларация состоит из двух страниц. При этом организации должны заполнять только первый лист, который является и титульным, и основным листом отчетности. Рассмотрим вкратце особенности его заполнения.

Основная «отчетная» информация содержится в таблице. Отметим, что она рассчитана только на четыре налога. Поэтому если у организации больше четырех «нулевых» налогов, то придется заполнить еще одну декларацию. В таблице необходимо указать:

  • налоги, по которым представлена декларация;

  • номер главы Налогового кодекса;

  • налоговый (отчетный) период. Если налоговый период — квартал, то в этой графе всегда нужно проставлять 3. Если налоговым периодом является год, то в отчетности за I квартал необходимо вписать 3, за полугодие — 6, за 9 месяцев — 9, за год — 0;

  • номер квартала. Данная графа заполняется только в отношении налогов, налоговым периодом для которых является квартал (например, НДС, ЕНВД).

Вторую страницу организациям заполнять не нужно. Она предназначена для физических лиц, у которых нет ИНН. Отметим, что применение единой упрощенной декларации ограничено несколькими факторами. Так, право отчитываться по одному или нескольким налогам «упрощенно» получают организации, не ведущие хозяйственную деятельность. Но только при условии, что они:

  • не проводили в отчетном (налоговом) периоде операций, в результате которых происходило движение средств на счетах в банках или в кассе;

  • не имели объектов налогообложения по данным налогам.

 

Расчет по «эковзносам»

Ростехнадзор обновил форму Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (Приказ от 05.04.2007 г. № 204). Отчитаться по ней в первый раз компаниям также предстоит в октябре. Основные изменения бланка сводятся к следующему:

  • на титульном листе появились места для новых подписей — руководителя и бухгалтера обособленного подразделения. Кроме того, теперь здесь необходимо указывать количество листов в приложенных подтверждающих документах или их копий;

  • разделы 1 – 4 расчета представлены только в сводной (табличной) форме. В разделах 1, 3, 4 теперь требуется приводить наименование объекта негативного воздействия и адрес его фактического местонахождения. Помимо этого в данных разделах нового Расчета отсутствует графа, где нужно было указывать нормативы платы за сверхлимитные выбросы. Вместо нее появилась графа с коэффициентом 5;

  • раздел 2 больше не надо заполнять по каждому объекту негативного воздействия. Отныне он составляется сразу по всем транспортным средствам, зарегистрированным на территории одного муниципального образования. А для указания его ОКАТО в новом бланке отводится специальная ячейка. Регистрационный номер объекта перенесли в таблицу. Кроме того, из раздела 2 исключили графу «Норматив выброса» и строку для указания реквизитов разрешения на выброс;

  • в раздел 3 добавили дополнительную графу для указания коэффициента для взвешенных веществ и убрали графу с единицами измерения;

  • в разделе 4, помимо прочего, теперь нужно указывать, является ли объект размещения отходов специализированным полигоном. При этом новый раздел не предусматривает подробной расшифровки целей фактической передачи отходов другим организациям. Достаточно будет указать, какое количество из всех переданных отходов предназначено для использования;

  • изменения в разделе «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет»: строка 040 «обзавелась» расшифровкой по всем видам выбросов (строки 041 – 049); введена новая строка — 031, в которой нужно указывать количество передвижных объектов, зарегистрированных на территории муниципального образования.

 

Отчетность по социальному налогу

Форма Расчета авансовых платежей по ЕСН утверждена приказом Минфина России от 09.02.2007 г. № 13н.

В части порядка заполнения данного Расчета рассмотрим следующую ситуацию.

В прошлом году организация получила из ФСС суммы возмещения расходов. При этом не отразила их по строке 0800 «Возмещено исполнительным органом ФСС за отчетный период» Расчета авансовых платежей по ЕСН. Правомерно ли указать полученную сумму в Расчете за текущий отчетный период? Как указал Минфин России в письме от 21.06.2007 г. № 03-04-06-02/120, так поступить нельзя. Алгоритм действий в данной ситуации должен быть следующим.

В Расчете суммы возмещения отражают в том месяце, в котором они были получены. Причем независимо от периода, в котором произошел перерасход средств на цели соцстрахования над суммой начисленных авансовых платежей по налогу. Поэтому организации необходимо представить в налоговую инспекцию уточненную декларацию по ЕСН за прошлый налоговый период.

Несколько слов о порядке представления отчетности по ЕСН организациями, имеющими обособленные подразделения.

Если филиал выделен на отдельный баланс, имеет расчетный счет и выдает работникам зарплату, то он обязан самостоятельно платить соцналог и отчитываться по нему. При этом неважно, где фактически работают сотрудники, получающие зарплату от «обособленца», — в головной организации или в филиале. Данная ситуация была рассмотрена в письме Минфина России от 07.05.2007 г. № 03-04-06-02/95.

Напротив, если начисление зарплаты производит головной офис, он сам должен отчитываться по единому социальному налогу по месту своего нахождения. Фактическое место работы сотрудников здесь также не будет иметь важного значения (письмо Минфина России от 19.03.2007 г. № 03-04-06-02/40).

 

«Прибыльная» декларация

Относительно декларации по налогу на прибыль рассмотрим следующие разъяснения финансового ведомства.

Деятельность организации носит сезонный характер. Выручка поступает не во всех кварталах. Вправе ли фирма не уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль за «убыточные» кварталы? Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 18.06.2007 г. № 03-03-06/1/385. Финансовое ведомство разъяснило, что организация обязана уплачивать ежемесячные «прибыльные» авансы. Причем даже в том случае, когда она прогнозирует получить убыток по итогам текущего отчетного периода. Сумму авансов следует определять в общем порядке — исходя из прибыли предыдущего квартала. Глава 25 Налогового кодекса не предусматривает никаких исключений из этого правила для «сезонных» фирм. Однако организация может перейти на уплату квартальных авансовых платежей или ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Тогда при наличии убытка по итогам отчетного периода (соответственно квартала или месяца) сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет, будет равна нулю. Основание — пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса.

Как известно, организации исчисляют базу по налогу на прибыль, исходя из данных налогового учета. В письме от 01.08.2007 г. № 03-03-06/1/531 Минфин России разъяснил, возможно ли ведение такого учета в добровольном порядке.

Итак, налоговый учет — это система обобщения информации для определения базы по налогу на основе данных первичных документов. Как отмечает финансовое ведомство, организации должны в обязательном порядке вести налоговый учет. А вот формы аналитических регистров к нему можно разработать самостоятельно. При этом фирма вправе воспользоваться рекомендациями по составлению данных регистров — «Система налогового учета, рекомендуемая ФНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса». Кроме того, организация может использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета. Но только при условии, что содержащаяся в документах (реквизитах) аналитического учета информация включает все необходимые сведения для исчисления базы по налогу на прибыль и составления налоговой отчетности в разрезе каждой хозяйственной операции.

 

Эксперт «НА» Е.Н. Тарасова

Источник материала:

«Нормативные акты для бухгалтера»