Новые правила работы с контрольно-кассовой техникой

 

Начало августа в этом году ознаменовано вступлением в силу Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, которое правительство утвердило под занавес июля. В целом, действующий до сих пор порядок мало чем изменился. Однако есть ряд моментов, на которые все-таки стоит обратить внимание.


 


Все организации и предприниматели при осуществлении денежных расчетов со своими покупателями обязаны применять контрольно-кассовые машины. Из этого правила есть несколько исключений, но мы не будем на них останавливаться. Поговорим о тех, кому законодательство не позволяет «отвертеться» от кассовых аппаратов. Дабы такие предприниматели не уклонялись от своей почетной обязанности пробивать чеки, причем на «правильных» кассах, в Кодексе об административных правонарушениях есть статья 14.5, основное предназначение которой — на корню пресечь соблазн «забыть» об использовании ККТ. Данная оплошность влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех до четырех тысяч рублей; на юрлиц — от тридцати до сорока тысяч рублей. Как видим, «кассовые» наказания достаточно суровы, а посему игнорировать установленные правила, которые, кстати сказать, не так давно изменились, не очень целесообразно.

Итак, под конец июля текущего года, а именно 23-го числа, Председатель Правительства Михаил Фрадков подписал Постановление за номером 470, утвердив тем самым Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями. Этот документ определяет требования, предъявляемые к ККТ, а также порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении расчетов как наличными, так и с использованием платежных карт. Таким образом, приказ Госналогслужбы, которым ранее был утвержден порядок регистрации ККТ, датированный еще 22 июня 1995 г. № ВГ-3-14/36, наконец, изменился. Новое положение о ККТ вступило в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования в «Российской газете», которое состоялось 27 июля текущего года.

Как и прежде, для того чтобы зарегистрировать кассовый аппарат, модель которого внесена в Госреестр, в инспекцию необходимо подать соответствующее заявление. К нему приложить паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, заключенный с ЦТО. Налоговики не позднее пяти рабочих дней с даты представления всех необходимых документов регистрируют аппарат, внеся сведения о нем в книгу учета контрольно-кассовой техники. Представитель же организации должен в таком случае получить на руки карточку о регистрации кассы и, естественно, паспорт ККТ, который до этого счастливого момента находился на обозрении у инспекторов. Кстати сказать, чтобы поставить на учет кассовый аппарат, который будет использоваться в обособленном подразделении организации, нужно собрать точно такой же пакет документов, но представить их необходимо в инспекцию по месту нахождения непосредственно филиала, а не головной организации.

Требования к кассовой технике, закрепленные правительством в уже упомянутом нами постановлении, во многом дублируют те, которыми до его выхода в свет руководствовались как компании и предприниматели, так и сами налоговики. Например, никто и никогда не спорил с тем, что кассовый аппарат должен иметь корпус, фискальную память, ее накопитель, контрольную ленту, устройство печати кассовых чеков и т.п. Однако в правительственном перечне требований есть как минимум два нововведения, которые не то чтобы кого-нибудь удивили… но уж точно заставили задуматься.

ККТ точна, как куранты

До недавнего времени суды частенько спасали компании от штрафа, если применяемый ими кассовый аппарат хотя и был неисправен, но при этом свою основную функцию исполнял. Оно и понятно, ведь то, что на чеке, скажем, фиксируется время с погрешностью в пять минут, не свидетельствует о злом умысле его владельца скрыть реальный размер выручки. Например, судьи ФАС Центрального округа в постановлении от 25 февраля 2003 г. № А09-11652/02-16 черным по белому прописали, что «к неприменению контрольно-кассовых машин приравнивается лишь применение при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти». Справедливости ради стоит отметить, что иногда служители Фемиды все-таки поддерживали борьбу инспекторов за пунктуальность (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 июня 2007 г. № А13-184/2007).

Однако все это дела давно минувших… дней. Теперь в положении о применении ККТ четко сказано: техника должна быть исправной и «иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования». Как видим, правительственные чиновники практически не оставили шансов избежать «кассового» наказания.

Долгие проводы

Еще одна не очень приятная новость касается момента снятия кассового аппарата с учета. Как известно, сделать это налоговики должны по окончании срока применения модели контрольно-кассовой машины, указанного в Госреестре. Раньше инспекторы заблаговременно, а именно за 30 дней, информировали компании о том, что срок амортизации их кассовых аппаратов истекает. Согласно же новому положению, ревизоры сообщат хозяину ККТ о сем факте, что называется, постфактум: «не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации». Так что предпринимателям неплохо освежить в памяти дату окончания срока использования их кассовых машин.

Изменения коснулись и сроков хранения документации, связанной с приобретением, регистрацией и, собственно, эксплуатацией кассовой техники, включая использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства. По новым правилам, столь ценные сведения нужно хранить как зеницу ока аж пять лет с даты окончания их использования

 

Н. Титаева, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

 

Источник материала:

«Федеральное Агентство Финансовой Информации»